Борисенко Татьяна Николаевна

Игра для педагогов ДОУ «Брейн - ринг»

Игра для педагогов:

«Брейн – ринг »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил: руководитель МО:

Борисенко Т. Н.

 

 

 

 

 

2022

 

 

Задачи:

· дать возможность педагогам в игровой форме проверить и актуализировать свои знания в области фонетики и фонологии, орфоэпии и грамматики и применить эти знания на практике;

· вызвать желание и стремление совершенствовать свою речь и речь своих воспитанников.

Оборудование: листы, ручки, фломастеры для команд, магнитная доска, ватман с таблицей для записи результатов конкурсов, распечатанные задания для конкурсов, бланки для жюри, распечатанные памятки для педагогов, оборудование для показа презентации.

 

ВСТУПЛЕНИЕ:

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Как вы все прекрасно знаете, в образовательную область «Речевое развитие» входит несколько, объемных по своему содержанию, компонентов. Это развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Уважаемые коллеги, как вы считаете: какое самое главное условие должен выполнить человек, который собирается научить другого человека чему-либо?

(Наводящий дополнительный вопрос: должен ли педагог, который обучает чему-либо своих воспитанников, сам хорошо понимать предмет и разбираться в данном вопросе?)

Конечно же, чтобы педагог мог не только компетентно обучать своих воспитанников, но и постоянно быть для них образцом грамотной и красивой речи, он должен обладать устойчивыми знаниями в области фонетики и фонологии, орфоэпии и грамматики, а так же постоянно применять эти знания на практике.

Мы предлагаем вам сегодня освежить в памяти ваши знания в игре «Брейн – ринг»

Будем рады, если после проведения игры у вас возникнет желание и стремление совершенствовать свою речь и речь своих воспитанников.

Помогать в проведении  игры, подсчитывать баллы будет компетентное жюри: 

Итак, в нашей игре принимают участие две  команды.

 

1 Конкурс «Решение задач»

Командам предложены программные задачи по развитию речи для  детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Задание: Распределить задачи по возрастным группам.

 

 

 

Задачи образовательной области «Речевое развитие», раздел «Связная речь»

 

Младший возраст:

Развивать диалогическую форму речи.

Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций.

Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.

Напоминать детям говорить «спасибо», «здравствуйте», «до свидания».

Помогать доброжелательно общаться друг с другом.

Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями.

Старший возраст:

Совершенствовать диалогическую форму речи.

Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие  или несогласие с ответом товарища.

Развивать монологическую речь детей.

Учить связно и последовательно, выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.

Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам

 

 

2 Конкурс «Орфоэпический»

Часть 1: Командам раздаются листы со словами, в которых участники должны проставить ударения.

Задание: Поставьте правильно ударение. 

Слова для 1 команды:

Звонит, каталог, торты, углубиться, мизерный, феномен, банты, баловать, ворота.

Правильные варианты:

ЗвонИт, каталОг, тОрты, углубИться, мИзерный, фенОмен, баловАть, ворОта.

Слова для 2 команды:

 Облегчить, о деньгах, диспансер, завидно, принудить, партер, жалюзи, договор, закупорить.

Правильные варианты:

ОблегчИть, о деньгАх, диспансЕр, завИдно, принУдить, партЕр, жалюзИ, договОр, закУпорить.

 

Часть 2:

Задание 1 команде: Как правильно сказать: «Я тебя победю!» или «Я тебя побежду!»

(Правильно говорить: «Я сумею тебя победить!»)

Задание 2 команде:  Как правильно сказать: «ложИ кофту в шкаф» или «лОжь кофту в шкаф»?

 (Правильно говорить: «КЛАДИ кофту в шкаф»)

 

3 Конкурс «Рифмы»:

Один из этапов формирование фонематических представлений у дошкольников – знакомство с рифмующимися словами и игры в рифмы. Давайте и мы с вами потренируемся в подборе рифм. У вас на листах написаны 4 слова (одинаковые у всех команд), чья команда подберет больше рифмующихся слов, та и получит больше баллов.

Время – 2 минуты.

Звук, дети, игра, дом.

 

4 Конкурс «Фантазёры»

Следующее задание тоже можно использовать со старшими дошкольниками.

Задание: придумать предложение, в котором все слова начинаются на одну букву П (или звуки «п», «пь»). Чье предложение окажется длиннее.

5 Конкурс «Динамический»

Задание1 команде: Придумать пальчиковую гимнастику.

Задание 2 команде: Придумать физминутку с движениями.

Жили-были зайчики

На лесной опушке.

Жили-были зайчики

В беленькой избушке.

Мыли свои ушки,

Мыли свои лапочки,

Наряжались зайчики,

Надевали тапочки.

 

6 Конкурс «С русского на русский».

Дети, к сожалению, довольно часто используют в своей речи слова – паразиты, сленговые и жаргонные слова, которые они слышат от родителей, от старших братьев и сестер, на улице. Даже сами педагоги нередко засоряют свою речь подобным мусором. Надо самим следить за тем, как мы разговариваем, надо стремиться, чтобы в детском саду дети слышали пример красивого литературного русского языка.

Мы предлагаем вам потренироваться в понимании и исправлении детских высказываний.

Время – 2 минуты.

 

Задание: прочитать текст, заменить сленговые, жаргонные слова на слова, соответствующие литературному русскому языку. Чтобы вам было легче, приведем пример.

«Весна! Лужи, грязь, сырость, блин, кругом. Вот такая, нафиг, общая видуха. Вроде бы все должно быть по кайфу, но все так фигово, что базара не хватает».

ПЕРЕВОД: «Весна! Лужи, грязь, сырость кругом. Вот такой общий вид. Вроде бы должно все радовать, но все так противно, что слов не хватает».

1 команда:

«Один фитиль такое сморозил! Подкатывает к шкету: «Дай, - говорит, - велик погонять». Сел и почесал».

ПЕРЕВОД: «Один высокий парень такое натворил! Подходит к маленькому мальчику и говорит: «Дай велосипед покататься». Сел и поехал».

2 команда:

«А тут училка. А он давай выпендриваться, варежку разинул, да как дерябнется».

ПЕРЕВОД: «Подходит учительница. Он решил похвастаться. Рот открыл и тут же упал.»

Вывод: сленговые слова применяются бездумно, неосознанно, смысл их весьма приблизителен, а происхождение чаще всего неизвестно для говорящего. Хочется надеяться, что сленг – это «детская болезнь» нашей молодежи и, повзрослев, они смогут повысить свою культуру речи и избавиться от вульгарных жаргонизмов.

7 Конкурс «Кто больше?»

Найти человека, который бы не знал и не использовал бы ни одного фразеологизма, не просто трудно, но и в принципе невозможно. Фразеологизмы используются нами ежедневно. Они помогают сделать речь педагога более богатой, образной, выразительной, динамичной, точной и эмоциональной.

Задание: за 3 минуты каждая команда должна записать как можно больше устойчивых оборотов с определенными словами.

Например, к слову ГОЛОВА, можно подобрать следующие фрезеологизмы: человек с головой, вскружить голову, не сносить головы, как снег на голову, сломя голову, морочить голову, потерять голову, отвечать головой, голова идет кругом.

1команда: – ГЛАЗ

Мозолить глаза, говорить в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи, как бельмо в глазу, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, с глазу на глаз, открыть глаза, смотреть чужими глазами.

2 команда: – УХО

Держать ухо востро, покраснеть до ушей, развесить уши, слышать краем уха, ушки на макушке, пропустить мимо ушей, медведь на ухо наступил, навострить уши, прожужжать все уши, уши вянут, рот до ушей.

8  Конкурс «Фонетический наборщик»

Из слова " Ф О Н Е Т И К А " набрать и составить как можно больше слов: ФЕН, ФОН, КОТ, ТОК, НИТКА, КОНФЕТА, КИТ, КОФТА, ФАКТ, НОТА, АКТ, ФАНТИК, ТИК, КОФЕ, ТКАНИ, ОКНА и т. д.

Время – 2 мин.

Наша игра подошла к концу. Закончить нашу с вами встречу мы хотим словами французского философа и писателя Вольтера: «Выучить несколько языков – дело одного или двух лет; а чтобы научиться говорить на своем языке как следует, надо полжизни».

Дадим жюри время для подведения  итогов.

А пока мы вас попросим поделиться впечатлениями о нашей сегодняшней встрече.

6 мая 2024 в 23:13

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.